Типичные ошибки

В 2014 году мы открыли первые в России корректорские онлайн-курсы!

Для записи отправьте письмо по адресу: online@neoko.ru.

Мы в Facebook  Мы в Твиттере  Мы в ЖЖ
Главная / Интересное и полезное / Типичные ошибки

Корректорские онлайн-курсы

Первые и не имеющие аналогов курсы корректорской и редакторской практики, разработанные на базе более чем 10-летнего корректорского и преподавательского опыта.

Только конкретные и практически полезные знания в сжатом и доступном изложении в виде индивидуальных занятий.

Подробнее

Корректура текста диссертаций

Специальные условия для авторов диссертаций!

Корректорские семинары. Станьте экспертом по русскому языку!

Ближайшие занятия состоятся
24 февраля.

Темы семинаров:

— Практика делового письма (нормы и типичные ошибки);
— Трудные случаи в работе корректора.

Подробнее

Да, мы официально зарегистрированное юридическое лицо

Уникальная услуга, впервые предлагаемая на рынке деловой лингвистики: ваш персональный консультант по русскому языку

Блог корректора

Троцкий о корректорских курсах

Лев Троцкий пишет, что корректорам нужны повторительные курсы (впрочем, заодно они должны учить и политграмоте):

«По одежке встречают, по уму провожают». Мы уже видели, что сквозь плохую типографскую одежку иной раз трудно бывает добраться до «ума». Тем более, что на пути еще стоят расположение газетного материала, верстка и корректура. Остановимся только на корректуре, так как она у нас особенно плоха. Не только в газетах, но и в научных журналах, — особенно в журнале «Под знаменем марксизма»! — у нас нередки совершенно чудовищные опечатки и искажения. Лев Толстой когда-то говорил, что книгопечатание есть орудие распространения невежества. Конечно, это высокомерно-барское утверждение в корне ложно. Но оно, — увы! — частично оправдывается... корректурой нашей печати. Этого тоже терпеть нельзя! Если типографии не располагают необходимыми кадрами хорошо грамотных, знающих свое дело корректоров, то нужно эти кадры совершенствовать за делом. Нужны повторительные курсы для нынешних корректоров, в том числе курсы политграмоты. Корректор должен понимать текст, который он корректирует, иначе он не корректор, а невольный распространитель невежества; печать же, вопреки утверждению Толстого, есть орудие просвещения, — должна им быть (источник).

Кстати, мы открыли первые корректорские онлайн-курсы. Без политграмоты! Спешите записаться!



Чужие ошибки

Subway не знает словарных слов


Словарное слово «ингредиенты» обычно разучивают в 5 классе. Чтобы избежать этой смешной ошибки, можно было воспользоваться вордовским спелчекером или попросить корректора проверить несколько слов на наклейках. Такой заказ стоил бы совсем дешево, а репутация при этом была бы цела.



Мы в Facebook

Перечислим здесь те ошибки, которые нам приходится исправлять чаще всего.

Знаки препинания
В школе не всегда внятно говорят о разнице между дефисом и тире, да и клавиатура компьютера так устроена, что на ней не сразу найдешь тире (хоть какое-нибудь — среднее или длинное). А между тем это, как минимум, три разных знака, каждый из которых выполняет свою функцию.

Дефис ставится только внутри слова (Санкт-Петербург, мини-юбка, русско-английский). Именно его вы найдете на клавиатуре. Пробелов вокруг дефиса никогда не бывает.

Среднее тире (еще его называют короткое тире или эн-дэш, ndash, потому что его длина равна ширине буквы N) в русской типографике чаще всего ставится между числами (стр. 5–10). На клавиатуре его можно набрать, если нажать клавишу с минусом на цифровой клавиатуре и удерживать при этом Ctrl или если нажать Alt и набирать на цифровой клавиатуре 0150. Пробелов вокруг него нет.

Длинное тире (эм-дэш, mdash, потому что его длина равна ширине буквы M) ставится между словами, а также в начале строк списка (Курить — здоровью вредить). На клавиатуре его можно набрать, если нажать клавишу с минусом на цифровой клавиатуре и удерживать при этом Ctrl и Alt или если нажать Alt и набирать на цифровой клавиатуре 0151.

Некоторые специалисты по типографике выделяют также знак минуса, но обычно не удается убедить верстальщика найти этот знак в имеющемся шрифте. Думаем, что в реальной практике вместо минуса можно использовать среднее тире.

Не хочется возиться с большим количеством чисел? Скачайте себе раскладку Ильи Бирмана, которая позволяет набирать все трудные символы (разные виды тире, знак параграфа, знак умножения и пр.) прямо с клавиатуры.

______________________________________________________

Пробелы

Главное правило постановки пробела можно сформулировать так: каждое самостоятельное слово отделяется от предыдущего с помощью пробела. Поэтому пробелы ставятся:
— между инициалами (Д. Э. Розенталь);
— между сокращениями и словами (г. Москва);
— внутри сокращений (и т. п., т. е., до н. э.);
— между знаками и числами (No. 1, § 10);
— между числами и относящимися к ним единицами измерения (10 км/ч, 2011 г.).

Но чтобы эти сочетания знаков не отделялись друг от друга и ни при каких обстоятельствах не оказывались на разных строках, между ними ставится не обычный, а неразрывный пробел. Для этого при нажатии на клавишу «пробел» необходимо одновременно удерживать Ctrl и Shift.

______________________________________________________

Как правильно — Вы или вы?

Большинство текстов, с которыми мы сталкиваемся, это рекламные буклеты или тексты для сайтов. И очень часто авторы при обращении к своим читателям пишут местоимение «вы» и его производные с прописной (большой) буквы. А мы это последовательно исправляем. Почему?

Удобная и понятная подборка правил, касающихся написания этих местоимений, собрана на сайте Грамота.ру. Этот сайт поддерживается весьма уважаемыми специалистами, которые при необходимости к тому же могут получить консультацию из первых рук — от орфографистов Института русского языка РАН, так что на их рекомендации можно всецело полагаться.

Если коротко, то правило звучит так: в текстах, не обращенных к одному конкретному лицу, такое местоимение должно писаться со строчной (маленькой) буквы. Откуда же все время берется прописная?

В конце 90-х в рекламе (сначала в печатной, затем в рекламных текстах на сайтах) возникла тенденция писать «Вы» всегда с большой. Заказчики такого написания мотивировали свое требование тем, что так мы, дескать, создаем у читателя ощущение, будто обращаемся лично к нему, одному конкретному читателю, либо так мы проявляем к нему особое уважение. Однако здесь все упирается в фигуру читателя: если мы ориентируемся на грамотного человека, то ни своей уникальности, ни уважения к себе в этом «Вы» он не увидит, увидит только ошибку и желание следовать моде. Если же наш читатель незнаком с нормами орфографии, то, возможно (возможно! но далеко не обязательно), он обратит внимание на то, что с помощью орфографии ему пытались сделать приятно, но повлияет ли это наблюдение хоть сколько-то на выбор в пользу так пишущей компании? В общем, либо мы ориентируемся на грамотного читателя, либо на наблюдательного, но неграмотного.

К тому же неуместное написание «Вы» нарушает один из главных принципов русской орфографии — принцип экономии: если без лишнего знака (лишней запятой, лишних кавычек, лишнего шрифтового выделения, лишней большой буквы) можно обойтись, то лучше обойтись, поскольку иначе этот знак только отвлекает внимание читателя. Но в письменной практике последних лет действительно складывается интересная тенденция и запятые ставить там, где их быть не должно (эта ошибка встречается чаще, чем пропуск нужных запятых), и слова во всего лишь переносном значении брать в кавычки (кавычки в действительности требуются в очень небольшом количестве случаев), и каждое слово многословного имени собственного писать с большой буквы (ср.: Московская Нефтяная Компания вместо Московская нефтяная компания). Лингвисты уже попытались сделать на материале этих ошибок некий вывод о психологических особенностях современного пишущего человека: предположили, что его выбором между орфографическими и пунктуационными вариантами руководит стремление делать лишнее действие «на всякий случай» и «как бы чего не вышло» (подробнее об этом см. статью Ксении Турковой).


 
Поделиться с другими:

Как мы обычно работаем?


1. Вы присылаете нам свои материалы по электронной почте.

2. Мы сообщаем вам стоимость и срок выполнения работы. В случае крупного заказа выставляем счет для предоплаты.

3. Делаем корректорскую правку (корректуру) или редактирование текста (редактуру) в режиме отображения внесенных изменений. Вам не нужно сравнивать исходный и исправленный текст: вся проделанная нами работа видна вам сразу!

Читать дальше

Тексты, с которыми мы работали в феврале:

— учебные тексты по разным     специальностям;
— музейные каталоги;
— календари;
— тексты об управлении данными;
— тексты о косметических     средствах;
— тексты для настольных игр;
— тексты об одежде;
— договоры;
— брошюра об истории компании;
— текст концепции развития;
— каталог игрушек;
— деловые письма;
— фантастический роман;
— тексты о лекарствах;
— тексты о детском питании;
— тексты договоров;
— инженерные тексты;
— повесть.

Подписка на рассылку

Разбор типичных ошибок, примеры ошибок в рекламе, лингвистические новости — в нашей еженедельной рассылке. Подпишитесь!

Популярные тэги

Нам важно мнение каждого из вас!

Наш адрес

Москва,
Гоголевский б-р, д. 8, стр. 3
(ст. м. «Кропоткинская»).

Перед выездом к нам, пожалуйста, договоритесь о встрече:

+7 499 504-37-04,
neoko@neoko.ru.

Мы рады предложить вам новую услугу, которая называется неожиданно — любая услуга

Блог корректора

Без корректора не обойтись

Вот очередной пример любимой ошибки — такой, с которой не справится спелчекер: «ни одно из этих достижений было бы невозможно». Вроде бы все слова на месте, а при беглом чтении кажется, что и вовсе отличный текст.

А вы ошибку заметили?



xxxhub.cc